Menu

Дмитрий Хмелюк, генеральный директор ЗАО Интегратор энергетического комплекса Холдинга Теплоком

wpid-5721e33ab8873.jpg

23-04-2015, 18:25

Дмитрий Хмелюк, генеральный директор ЗАО Интегратор энергетического комплекса Холдинга Теплоком

На одном из недавних отраслевых круглых столов шла речь о том, что все стороны, которые принимают участие в реализации энергосервисных проектов в сфере ЖКХ, должны понимать механизм их построения и активно участвовать в нем. Должны, но все еще не понимают и не участвуют.

Сегодня формирование полноценного рынка в сфере ЖКХ тормозит не отсутствие каких-то нормативных актов и даже не высокие ставки по кредитам. Более того, законодательно и подзаконно ЖКХ прописано более чем подробно. Существуют федеральные законы по всем основным направлениям энергосбережения, причем они состыкованы с законодательством, регулирующим сферу тепло-, водо- и электроснабжения. Выпущены подзаконные акты по разработке схем теплоснабжения в помощь муниципалитетам, чтобы они понимали, что им нужно и что писать в конкурсных заданиях. За четыре года благодаря 261-му Федеральному закону построена в России новая отрасль, сформирован новый сегмент бизнеса. Модель рынка существует хорошая модель, законная, эффективная, полноценная, но виртуальная.
А на практике мы живем по Мерфи: если закон в силу какой-то причины может быть не выполнен, он не будет выполнен.
Пример. Приходим монтировать узлы учета нас не пускают в подвал. Мы ведем пропаганду, расклеиваем листовки, рассказываем, почему и зачем нужно ставить узлы учета ресурсов, где заложена экономия, как хорошо будет жителям от того, что есть учет, что за потери в сетях, за которые раньше платили, теперь не нужно платить. А нас все равно не пускают. У меня как исполнителя энергосервисного контракта убыток, потому что расчетная цифра два захода в подвал: один на обследование, второй железо прикрутить. А по факту мне приходится ходить по пятьсемь раз, с драками, с потерей времени. И со всеми нашими современными технологиями, инвестициями, правовой поддержкой, законодательным кнутом и пряником за полтора года мы выполняем контракт на 30%. А почему? Потому что мы варяги, чужие, нам нет доверия, а власть бездействует. На совещании с замминистра, замглавы города спрашиваю: кто из вас, из ваших подчиненных ходил в дома, говорил с этими людьми? В ответ общие слова: мы занимаемся этой проблемой.
Если есть повод не исполнять закон, а такими поводами являются лень, бездействие, недопуск, отсутствие технической возможности, порой абсолютно вымышленное, неудовлетворительная работа управляющих компаний, у которых в подвале плавают канализационные стоки, отсутствие света и так далее, закон не исполняется.
И с мертвой точки дело сдвигается только в тот момент, когда близок коллапс либо есть возможность освоить бюджет, субсидию или средства внебюджетного инвестора. Вот это мотивация! Если деньги ухнули в регион, пан или пропал, но котельную в следующий отопительный сезон надо бы запустить.
Вот так и живем. И если технически, юридически, финансово мы научились прорабатывать энергосервис, то организационное направление остается одним из самых сложных. И в первую очередь потому, что муниципальные учреждения, субъекты Федерации все еще не готовы к организационным действиям. Если бы каждая копейка, потраченная на перспективу, достигла цели, в российском ЖКХ все было бы уже очень и очень эффективно.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: