Menu

Как мы пытались примерить скафандр Гагарина

wpid-2rsxucdB.jpg


Как мы пытались примерить скафандр Гагарина

12 апреля исполнится 55 лет первому полету человека в космос [инфографика, видео]



Вообще скафандров для первого полета человека было изготовлено не меньше четырехФото: ТАСС

В центре Вашингтона в нескольких сот метрах от Капитолия и от Белого дома в Национальном музее авиации и космонавтики в одной витрине выставлены два скафандра – серый блестящий первого американца, совершившего полет вокруг земли, – Джона Гленна и ярко-оранжевый — Юрия Гагарина. Желтые школьные автобусы каруселью подвозят сюда шумную юную публику. Вход в музей бесплатный.

Почти двадцать лет я пишу в «Комсомолке» про космос и космонавтов. Конечно, я знал, что выставленный у американцев скафандр – «не тот». Вернее, не совсем тот – его Юрий Алексеевич надевал на тренировки. А вообще скафандров для первого полета человека было изготовлено не меньше четырех. Для тренировок и для самого невиданного путешествия.

А настоящий, боевой, скафандр Гагарина — тот, в котором он и провел знаменитые 108 минут, — хранится в России. Но видели его за эти 55 лет лишь несколько тысяч счастливчиков.

По пробкам в подмосковный поселок Томилино – около часа. Въезд в научно-производственное предприятие «Звезда» — с пыльной разбитой улицы. По специальному письму на древних отрывных бумажках с разномастными печатями нам выписывают пропуска и с сопровождающим мы подъезжаем к административному зданию. Несколько ступенек вниз, в подвал – бывшее бомбоубежище. За толстенной дверью с массивными запорами словно в подводной лодке – даже не музей — демонстрационный зал. Костюмы, скафандры на манекенах в шеренгах вдоль стен.

Бывший «почтовый ящик» (он же завод №918) разрабатывал авиационно-высотное снаряжение и катапультные кресла. Его специалистам и поручили придумать скафандр для космонавтов.

Я бывал в этом подвале много-много лет назад, когда писал об испытателях «Звезды». Только в середине 90-х годов уже седыми эти замечательные люди получили награды за то, что, рискуя здоровьем, на себе проверяли, выдержит ли человек в скафандре ледяную воду, пустынный зной, стремительные ударные нагрузки, от которых крошатся зубы.

Поэтому сразу от двери я шагнул налево. Там под плексигласовым колпаком он — тот самый – скафандр первого землянина. А рядом — полетный скафандр первой женщины, полетевшей к звездам — Валентины Терешковой, скафандр человека, который первым вышел в открытый космос — Алексея Леонова. Фантастические раритеты!

— Эти три скафандра нам настолько дороги, что мы ни за какие деньги никакому музею их не отдали. Бережем! — говорит у меня за спиной Михаил Николаевич Дудник, ветеран «Звезды», один из конструкторов гагаринского скафандра.

— Я только пришел после института сюда на работу. И первое что мне поручили делать как молодому конструктору – спроектировать клапан дыхания скафандра для кораблей «Восток», — он показывает пальцем на кругляшок под шлемом. — Этот клапан автоматически открывается, когда кончается запас кислорода во время приземления на парашюте. Понятно, если космонавт в сознании – он откроет стекло шлема. Но тогда же не знали, в каком состоянии вернется человек. Боялись, что потеряет сознание, а то и с ума сойдет. Поэтому клапан должен был подавать воздух даже если человек без сознания попадет в воду. Мы его сделали по типу чернильницы-непроливашки.

Я слушаю Михаила Николаевича и его коллегу Владимира Владимира Ушинина и у меня закипает мозг. Я знаю, конечно, в какие невероятно короткие сроки удалось подготовить советскую пилотируемую программу. Но каждый раз, когда погружаешься в детали, находится только одно слово для описания того, что происходило уже больше полувека назад, — невероятно!

— Скафандр мы начали разрабатывать в 1959-ом году. Были даже сделаны действующие макеты, — вспоминает Владимир Владимирович. — А потом нам сообщили: принято решение, что космонавты полетят без скафандров, так как они тяжелые и в корабле для них не хватает веса. Там же не только сам скафандр был, но и запас кислорода, оборудование. Тогда мы начали разрабатывать морской костюм. Если космонавт приводнится, он должен был остаться жив и несколько часов провести в воде. Мало того, в костюме была и теплозащита — на случай, если он окажется в безлюдной местности.

А потом летом 1960 года к нам на предприятие приехал Королев. Я отчетливо помню совещание, которое он проводил. Он сказал: должен быть скафандр, сколько вам надо веса – столько будет. Так вот — скафандр в котором Гагарин летал, мы начали делать в конце лета, а к концу года он уже был разработан.

Конечно, космический скафандр не разрабатывали на пустом месте. На заводе проектировали скафандры для летчиков. Здесь работали самые опытные советские ученые — знатоки систем жизнеобеспечения.

— Принципиальных – нет. Есть специальные требования. Космонавты просто сидят в нем в кабине – взлетают и садятся. А пилот в скафандре должен управлять самолетом. Он должен катапультироваться на большой скорости, выдерживать нагрузку.

— На меньшей скорости! Сначала же спускаемый аппарат снижался на парашюте, — добавляет Дудник. — Сложность гагаринского скафандра была в том, что в любом положении человек должен быть спасен. Что бы ни случилось. При разгерметизации на орбите, при нарушении газового состава в кабине. Если он попадет в воду, он не должен был захлебнуться, а перевернуться так, чтобы голова была выше воды.

Скафандр Гагарина — удивительное даже по нынешним меркам произведение инженерного искусства (см. схему). На Гагарина было надето восемь слоев! Нательное белье. На нем — теплозащитный комбинезон (он как раз «вырос» из морского костюма). Он состоял из трех слоев — два верхних — из шелка, внутри шерстяной ватин и… система вентиляции. По специальным каналам подавался воздух, чтобы космонавт не вспотел и не перегрелся.

На комбинезон надевался сам скафандр. И он тоже из трех слоев. Внутренний — подкладка. Сверху герметическая оболочка из листовой резины 0,5-0,6 миллиметров. Затем — силовая оболочка с силовой системой , которая не давала скафандру слишком раздуваться, когда в нем повышалось давление..

И только сверху — оранжевая ткань. На «Звезде» ее называют «верхней одеждой». Ее главная задача — быть видной издали. И все! Когда космонавты стали приземляться внутри корабля, от верхнего «гардероба» логично отказались.

— А как же это самое? Выполнение естественных надобностей? Пока доберешься! Между тем ведь известно, что у космонавтов с Гагарина пошла традиция — облегчаться перед стартом у колеса автобуса.

— Все продумано! — откликается Ушинин. — Вот видите две молнии. Нижнюю расстегиваем. Нижнюю часть силовой оболочки расшнуровывам. А на гермоболочке есть так называемый аппендикс. Это ткань, завязанная узлом. Развязываем и — пожалуйста пользуйся ассенизационным устройством. Его сконструировал Александр Васильевич Меньшиков. Это такая штука в виде ложки. Она вставляется под заднюю часть и под переднюю. В ложке — специальный вкладыш. Можно даже по большому ходить. Были придуманы специальные шторочки. Если ложка полная, за веревочки дернул, все загерметизировалось — бери пакетик и выбрасывай. К ложке шела труба вентилятора, которая отсасывала это дело. Помню у нас весь первый цех был завален этими самыми вкладышами.

На всех предполетных фотографиях скафандр Гагарина чист. На послеполетных появляются буквы СССР. С ними связана занятная история. Уже перед самим стартом конструкторы задумались — не попадет ли спустившийся с неба космонавт в оранжевом костюме в переделку? Мало ли как к нему отнесется население. Только ведь недавно — 1 мая 1960-го был сбит американский летчик Гери Пауэрс (кстати, как раз недавно о нем показывали кино «Шпионский мост»).

В комнате, где бригада «Звезды» одевала Юрия Гагарина и его дублёра Германа Титова было шумно, толпилось много народу — члены госкомиссии, министры и конструктора. У Гагарина брали автографы. В общем, суета и суматоха. Пора было садиться в автобус и ехать на старт. Но тут выяснилось, что удостоверение Ю.А. Гагарина — гражданина СССР, находится под термооболочкой скафандра, сразу его не достать. Тогда решили на шлем скафандра нанести надпись «СССР». Это сделал инженер-испытатель и самодеятельный художник Виктор Давидьянц.

— Да все буднично было, — говорит Дудник. — Ну приезжали молоденькие лейтенанты. Мы их обмеряли, шили скафандры. Вот сейчас говорят — Гагарин выделялся. Я этого не запомнил. Нормальные ребята, простые.

У меня это не умещается в голове. Мы бодро и широко праздновали 50-летие полета Юрия Гагарина. И сейчас, на 55-летие, список торжеств громадный — передачи по телевидению и радио, публикации в интернете и в газетах. Между тем, в стране сохранились два главных раритета, связанные с уникальным событием — полетный скафандр Гагарина и капсула корабля «Восток», на котором он летал и из которого космонавта вынесло катапультное кресло.

Но увидеть обычному человеку их не суждено. Скафандр — как вы уже поняли — в подвале НПП «Звезда». «Восток» — в музее не менее режимного предприятия — ракетно-космической корпорации «Энергия» в подмосковном Королеве.

Нет, особо пытливые знатоки истории космонавтики могут и на «Звезду», и на «Энергию» попасть. Нужно писать письмо начальству предприятий. Желательно, от собственного руководства, собирать группу, арендовать автобус…

Я не понимаю, почему до сих пор эти самые главные вещи, связанные с, наверное, самым главным научным событием XX века, не находятся в общедоступном музее. В Мемориальном музее космонавтики или в павильоне «Космос» на ВДНХ (там сейчас возрождают космическую выставку).

Вот я вижу рядышком — корабль и скафандр. Под большим прозрачным колпаком. И сотни школьников и студентов обходят их со всех сторон. Они понимают, что совершили их дедушки и бабушки. Они хотят продолжать их дела. Они гордятся — Советский Союз, только вышедший из кровопролитной и разрушительной войны, смог построить космодром, смог создать такие устройства, сконструировать ракету и первым запустить в космос человека. Первым! В космос! Вот в таком забавном оранжевом костюме, вот в таком небольшом шарике.

Это же бред, что у каждого космического предприятия у нас свои собственные раритеты, которые они «никогда и никому». Это давно не их собственность (хотя, может быть, с юридической точки зрения, наверное, это и так). Это национальная собственность, всемирная ценность. И может хватит прятать ее по подвалам да секретным залам?

…Не так давно какой-то умник постирал «верхнюю одежду» скафандра Гагарина. Теперь она блестит как новенькая. А перчатки отстирать не додумались — они настоящие, со следами копоти…

Валентина Терешкова — в эфире Радио «КП»: Во время полета я крикнула: «Эй, небо, сними шляпу!». И получила за это от Гагарина
12 апреля — 55 лет со дня первого полета человека в космос. О друге и коллеге вспоминает женщина-космонавт № 1 [эксклюзив «КП», фото, видео]
Ко Дню космонавтики ТАСС запускает «эстафету космических селфи»
Инсталляция с сообщением агентства о полете Гагарина появилась в Парке Горького в Москве
Во время визита Гагарина на Дон в доме Шолохова установили японский кондиционер
Вспоминаем яркие моменты пребывания космонавта №1 в Ростовской области [уникальные фото]
«Космос говорит по-русски»: в 55-й День космонавтики в Волгограде установили памятный знак
Во время церемонии открытия посадили кедр – название именно этого дерева в качестве позывного выбрал для себя Юрий Гагарин
Космонавт Геннадий Падалка: «Мы отмечаем День космонавтики, а в США — День Юрия»
Кубанский астронавт снова мечтает отправиться в полет и побить свой рекорд
Татарстанец Асгат Фарукшин: Гагарин остался мне должен три рубля
О том, что самые первые снимки Юрия Гагарина после его исторического полета в космос сделал простой паренек из села Азнакаево, не знают и маститые профессионалы-фотографы
Юрия Гагарина сажали на землю с помощью ижевской техники
На Ижевском мотозаводе создали счетные машины, которые рассчитывали траекторию приземления корабля первого космонавта
Что скрыла госкомиссия, расследовавшая гибель Гагарина
Участники событий почти полувековой давности решились рассказать «КП» подробности катастрофы, в которую попал самолет первого космонавта планеты [Эксклюзив «КП»]
Юрий Гагарин: После космоса самое большое впечатление — это криковские подвалы!
«КП» в Молдове нашла дерево, посаженное первым космонавтом Земли, и узнала неизвестные подробности его пребывания в Кишиневе. [видео + фото]
Юрий Гагарин: «Я сказал «Поехали» бодрым голосом, чтобы разрядить обстановку»
9 марта первому космонавту исполнилось бы 82 года. Саратовский Народный музей Ю.А. Гагарина предоставил радио «Комсомольская правда» эксклюзивную запись его голоса [аудио]
Ветеран Байконура, отправлявший Гагарина в космос: «О запуске запретили говорить даже женам»
Гагарину в этом году могло бы исполниться 80. Ветерану космодрома Байконур Владимиру Кузичкину стукнуло 79. Почти ровесники. Владимир Иванович был в числе тех, кто 53 года назад отправлял Гагарина покорять космос
Три мгновения из жизни Гагарина
На днях приятель, сотрудник Музея космонавтики, печально рассказывал: «Я отнес фотографии Юрия Гагарина и Владимира Комарова в ателье, чтобы пересняли и увеличили
Иосиф Кобзон, народный артист СССР, депутат Госдумы: Давайте установим памятник отцу Юрия Гагарина!
С такой инициативой накануне Дня космонавтики выступил первый (и главный) исполнитель песни «Знаете, каким он парнем был» [видео, аудио]
Испытателя, рассказавшего правду о приземлении Гагарина, разжаловали в укладчики парашютов
Многие годы подробности первых космических полетов были строго засекречены [фото]
А еще он — бессрочный защитник Крыма
Нынешние драматические события в Крыму навеяли бывшему сотруднику ЦК ВЛКСМ Борису Чиркову немало воспоминаний о работе в том благодатном краю

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+

«Комсомольская правда в Крыму» 295017, г. Симферополь, ул. Будённого, д. 24-А. Контактный телефон +7 (3652) 788-129, электронный адрес kp.crimea@phkp.ru

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав: kp@kp.ru

Вы нашли ошибку

Какой то текст который мы выделяем и смотрим его тут

Вы выделили слишком много.

Максимальное количество — 60 символов.

Попробуйте снова.
Спасибо!

Сообщение отправлено.

Мы скоро все исправим.
Отправить